Главная » Здравые мысли, Интересные люди

Влияние Fashion-индустрии на формирование нравственных ценностей белорусов

2 января 2012

На наши представления о моде и собственном внешнем облике, в первую очередь, влияют: СМИ, социальная сеть, родительская семья. Любой наряд может рассказать о человеке намного больше, чем он сам хотел бы этого.

 

Для того, чтобы всегда выглядеть актуально (как говорят – в формате), нужно вначале решить важную философскую проблему «кто я?». Из правильного ответа на этот вопрос рождается — стиль. Модные коллекции – это лакмусовая бумажка процессов, которые происходят в обществе. Все очень взаимосвязано, как пример, процесс феминизма на рубеже 19 – 20 веков и появление женщины в брюках в общественных местах (основатель – Коко Шанель).

 

В Беларуси ещё не утвердилась западная система ценностей, где «семья – это союз двух партнеров», а вместо отца и матери появились «родитель 1» и «родитель 2», поэтому если посмотреть, что предлагают европейские дизайнеры-модельеры, как они представляют образы мужчины и женщины, то уже ничему не удивляешься. Какое-то оно или вечный юноша-подросток и мужеподобная особа женского пола. На Международном фестивале «Мельница моды-2011» на подиум уже вышли мужчины в… юбках.  Другая крайность – пижамно-домашний вариант светлых тонов (белый, голубой, коралловый, персиковый, песочный) из трикотажа, мягкие линии, капюшоны, горох, цветочные набивки, сплошное умиление…

moda

Хотя традиционно в славянских странах мужчины были главой рода и семьи, так как они несли огромную ответственность за выживание рода. Мужчине надо быть добытчиком, защитником, судьей, принимать решения, первым принимать на себя удар. Если меняется образ жизни, это не значит, что должны принципиально изменится роль и значимость мужчины и женщины в обществе, в семье. Во все времена мужчина должен оставаться Мужчиной, а женщина – Женщиной, и выглядеть они должны мускулинно и фемининно соответственно.

 

Идеал женщины и идеи о ее предназначении (продолжательница рода) остаются неизменными во все времена. В настоящее время женщины представляются более уверенными в себе, самостоятельными, раскованными. Образ эмансипированной женщины в текстах массовой коммуникации наделяется свойствами, более присущими представителям сильного пола — независимостью, решительностью, предприимчивостью. Образ женщины приобретает все большую откровенную привлекательность. Подчас заголовки и изображение выглядят даже слишком вульгарно.

 

В культуре славянских народов всегда было четкое разграничение между мужской и женской одеждой. Одежда должна была подчеркнуть различие между полами. Мужчины и женщины акцентировали свой пол. Зачем? Для того, чтобы каждый помнил о своих особенностях, из которых вытекали многие права и обязанности человека, которыми определялось его место в жизни семьи, народа. Осознанное природное различие помогает воспитывать себя и развивать в себе свойства и качества, присущие именно своему полу. Чтобы мужчина воспитывал себя как мужчину, а женщина как женщину. Тогда, соединяясь, они дополнят друг друга. И их союз будет прочным.

 

Сегодня эти различия между мужским и женским пытаются стереть. Появилась даже одежда среднего пола, так называемый унисекс. Конечно, женщина вместе с брюками приобретает некоторую свободу. Но, как изменилась женская пластика! Из-за ношения брюк различить по пластике мужчину и женщину не просто.

 

Раскованная в движении женщина уже менее нуждается в помощи мужчины. Это когда она была в юбке с оборкой, хотелось как-то помочь, поддержать. Сам ее облик напоминал мужчине, что рядом совершенно иное создание, и он брал у нее чемодан, подавал руку, помогая пройти сложный участок пути. А теперь она и сама сможет, справится. И она, действительно, справляется (это с одной стороны!). Мужчины тоже незаметно принимают свою долю свободы:отступаются от лишней нагрузки, зачем напрягаться, ведь рядом не женщина, а унисекс. Чем мужественнее становится женщина, тем женственнее — мужчины. Так, уступая в пользу удобства в одном, можно потерять в другом. И браки с такими перекосами в характерах – очень тяжелы.

 

Очень показательным в данном отношении является ежегодный Международный фестиваль «Мельница моды». На этом мероприятии зал заполнен в большинстве своем не модницами, а представителями легпрома и модельерами, которые потом позиционируют многие трендовые идеи в своей продукции! Наряду с такими названиями мужских коллекций на «Мельнице моды-2010» как «Монолит», «Рабочий маршрут», «Джентельмены-2010», стали встречаться и «Карамельные улицы», «Сарафановый жених», «Dance-синдром», «No money, no funny». Многие дизайнеры создают образ сильного мужчины, солидного и романтичного одновременно, но много предложений слащавого характера, отделки мехом, кружевом, рюшами, ажурные аксессуары розового и красного колера, блестящие фактуры, использование несвойственных для мужских коллекций материалов – шифон, трикотаж. Возникает образ женоподобного человека, вечного подростка, таких мужчин-юношей можно в большом количестве встретить на наших улицах. Если раньше стиль унисекс был обращен на женщину (сделать ее похожей на мужчину), то теперь атакуется сильная половина человечества.

 

Очень важно, что модельеры обращаются к стилизации на основе сословного белорусского костюма. В таких коллекциях широкая линия плеча, традиционные темные тона (черный, коричневый, синий, темно-зеленый, серый), а не стерильный белый в одном комплекте (от куртки до кроссовок). Отдельный разговор об использовании розового в мужских коллекциях. Такой гламурно модный сейчас вариант. Треть представленных в магазинах мужских сорочек такого цвета! Тут, следует напомнить, что розовая колеровая гамма еще с роддома закреплена за девочками! Поэтому девушка (женщина), находясь в обществе парня (мужчины), одетого в розовую рубашку или свитер, на подсознательном уровне (сработает человеческое восприятие того или иного цвета) будет относиться к нему, как к подружке, которую можно выслушать, но послушаться, это еще вопрос, который она сама решит на свое усмотрение. Почему, когда мы решаем, какие обои мы будем использовать в спальне, гостиной или кухне, мы задумываемся, а как мы будем ощущать себя в таком цветовом окружении, такие мысли не приходят в голову?

 

С женскими коллекциями тоже не все однозначно. Однако, среди названий все реже встречаются «Всё под контролем!», «Роялистки», а как правило «Пани-солнце», «Белая Панна», и что особо радует, появилась коллекция «Возвращение к платью»! Около 3 лет назад в Минске в самую жаркую пору, пройдя по проспекту Независимости около 1,5 км, я насчитала 14 женщин и девушек в юбках или платьях (причем 5 из них были женщины-бабушки). Летом 2011 года я вновь провела эксперимент, так сейчас довольно трудно было найти девушек и женщин в брюках!

 

Многие дизайнеры представили очень красивые женственные платья, много внимания уделили стилизации национального сословного костюма, с использованием таких традиционных материалов как лён, кружево, самотканное полотно с белорусским орнаментом. Модельеры в очередной раз продемонстрировали, что женщина и юбка (платье) – это очень гармоничное сочетание.

 

Несколько слов о детской моде. Из деток сейчас делают взрослых, их лишают детства, уча математике и чтению с полутора лет, водя в школы развития. В детских садах одним из модных предложений современных фотографов является фото девочки в образе яркой украиночки или лесной нимфочки, с веночком на голове и оголенными плечами, бусами на шее… Либо появление на детском утреннике восточной красавицы, скорее раздетой, чем одетой, место которой, в крайнем случае, на корпоративе, но никак не в деском дошкольном учреждении.

 

Наметившаяся в Европе тенденция в детских коллекциях – детская одежда повторяет взрослую, только меньшая по размеру – потихоньку проявляется и в Беларуси. Так, на фестивале были коллекции для детей и подростков: «Играя в Мадлен», «Штучка», «Барбимания». Глядя на коктельные платья для взрослых женщин, предназначенные для посещения ресторанов, официальных приемов, одетые на маленьких девочках, можно говорить о «ненавязчивом» растлении малолетних. В 2011 году в одной из коллекций на 7-летней модели на голое тело была накинута свободного покроя жилеточка, перехваченная пояском таким образом, что ее передние полочки плотно не сходились. Маленькая девочка инстинктивно скрестила ручки на груди, сработал менталитет (архетип заговорил, если хотите) даже в ее годы, когда стыдиться еще нечего…

fashion

Исключением из правил было большинство коллекций с детско-игровой тематикой: «Этно-коты», «Вишни в карманах», «Брусничный компот» и т.п.

 

Эвелина Хромченко не устает повторять: «Ваша жизнь состоит из четырех равных, я подчеркиваю, равных частей: карьера, семья, вы сами — ваше моральное и физическое здоровье, внешняя и внутренняя красота — и, наконец, ваша социальная сеть — друзья, увлечения. Ваш успех и ваше счастливое самоощущение достигаются только за счет серьезной работы над решением задачи каждой из этих частей. А также за счет поддержания баланса равноправия всех этих частей. Понимаете, как просто: не будешь делать маникюр, хорошо выглядеть, излучать душевное спокойствие, пострадают семья, карьера, социальная сеть… И так далее по кругу».

 

Сейчас соотношение браков и разводов в Беларуси примерно 1 000 к 450. В настоящее время каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака, возрастает число так называемых пробных браков. Если немного задуматься об этой печальной статистике, то захочется обедать или ужинать всей семьей за одним столом, наслаждаясь присутствием каждого из членов семьи, а не в разных комнатах в разное время. Кушать из красивых сервизов, а не хранить их для особых случаев. Каждый день с семьёй – это и есть тот особый случай!

 

кандидат искусствоведения В.Н.

 


Подписаться на рассылку

RSS

3 комментариев на “Влияние Fashion-индустрии на формирование нравственных ценностей белорусов”

  1. Оля:

    Мода постоянно меняется, так же как и вкусы людей. И то, что показывали, например, на мельнице моды в 2011 году в 2012 может уже ни у кого не вызвать интереса. Вспомните чешского модельера, который в 2010 году привез в Минск на мельницу коллекцию одежды, где ВСЕ мужчины были в юбках, причем некоторые модели были такого покроя, что, поворачиваясь спиной к залу, модели прикрывали руками голый зад, а другие модели инстинктивно держали руки по бокам, что бы через прозрачную ткань юбки не слищком было видно, что они без белья))) Чеху зал аплодировал, чех был рад и в 2011 году снова привез свою коллекцию, но уже с другим смыслом. Там пары в нижнем белье зажигали огонь, как символ семейного очага)) С другой стороны, Ивановская текстильная академия, так горячо любимая на каждой мельнице, всегда берет публику не только буйством тканей и разнообразием моделей платьев, но еще и женственностью, направленной именно на подчеркивание русской красоты.
    За каждую мельницу публике показываются сотни разных коллекций, направленных на абсолютно разные вкусы. Причем коллекций pret-a-porter там всегда крайне мало, и многие коллекции заведомо неносибельные)) , и созданные исключительно для привлечения внимания к модельеру и его творчеству и идеям.
    А насчет женщины в брюках, например… Тут многое зависит еще и от того, как женщина ощущает себя в душЕ. Кто-то может просто дышать женственностью и сексуальностью в мужском костюме, или выглядеть мило и беззащитно утром в мужской рубахе)) А кто-то и в самом женственном платье может выглядеть неотесанным мальчиком-подростком)
    Поэтому, все течет, все меняется. И, например, в этом году, как мне кажется, будет намного больше коллекций, которые будут направленны как раз на женственность и нежность и силу и мужество. Яркий тому пример — прошедшая неделя моды в европе.

  2. Зося Барановская:

    Про эмансипацию и феминизм согласна полностью и безоговорочно!!! Действительно, от этого в большей степени выиграли мужчины, и я бы даже не удивилась, если бы узнала, что это движение было «тайно» организовано мужчиной:)) Да и мужчины в юбках — это откровенный перебор. Но эти показы мод, не знаю как у нас, но Западе далеко не всегда являются «руководством к применению в повседневной одежде». Это скорее творчество, полет фантазии. Показательно, что полет фантазии наших дизайнеров направлен в столь печальное русло, но это далеко не является показателем отношения в белорусских семьях, как это смешал во едино автор. Мне кажется 75% населения Беларуси и не интересуются мельницами моды никакими, а отношения в семье все так же остаются на очень низком уровне. Тем более, ассортимент вещевых рынков и магазинов в бОльшем объеме представлен зарубежной продукцией. Так что по-моему, такие грубые параллели проводить не совсем корректно.

  3. Руслан:

    весь феминизм как сказал один из рокфеллеров — а представь если еще и женщин будет работать столько же как и мужчин ? этож в 2 раза налогов больше соберем с зарплаты и тд
    вот и думайте

Оставить комментарий