Главная » Продажные уловки

Жизненный цикл товара

1 марта 2011

На графике вы видите кривую жизненного цикла товара. Разумеется, есть товары, которые застревают на этапе роста; другие, наоборот, остаются в стадии зрелости длительное время. Но типичный товар проходит следующие этапы:

  1. выведение на рынок;
  2. рост объема продаж;
  3. зрелость — достижение максимума объема продаж, который остается относительно стабильным;
  4. упадок — падение спроса на товар.

Product Life Cycle

С практической точки зрения для нас является важным переход от этапа зрелости к упадку. Это самый болезненный период для продавца, так как в случае слишком короткого этапа зрелости могут даже не окупиться затраты. Поэтому именно здесь начинают применяться всевозможные методы, среди которых есть и положительные, например, улучшение качества или производительности товара.

 

Но из товара пытаются выжать максимум прибыли, а самый быстрый и дешевый путь к этому — обман. Чаще всего делают косметический ремонт — изменяют стиль, дизайн, цвет и, разумеется, добавляют к названию слова New, Special, Gold Edition, Plus, Super и т.д. Иногда вообще меняют название, имитируя ну просто предельную новизну.  В попытке избежать резкого падения спроса идут на снижение цен, разумеется, объясняя это благовидными причинами. Если товар не удается «улучшить» даже этим, начинают использовать косвенные меры повышения его привлекательности. Становится истеричной реклама, пышным цветом расцветают агрессивные меры стимулирования сбыта – типа льготы, псевдоскидочные купоны, премии, конкурсы и т.п.  К тонущему товару прилагаются бонусы, не имеющие никакого отношения к его качеству, а направленные на психобработку клиента. Например, каждого лично обхаживает и персонально охмуряет приветливая, привлекательная и прелесть какая глупенькая девушка-продавец. Потенциального покупателя хвалят, поят кофе, дают кучу красивой макулатуры. Кстати, этот прием применяется не только к товару на излете его нужности, но и к изначально ненужному или необоснованно дорогому. Некоторые из рекламных агенток чуть ли не раздеваться начинают, увлеченные уговорами потенциального клиента.

 

Вывод: встречая ситуацию, когда ценность товара пытаются доказать не его собственным качеством, а красивыми словами, сопутствующими мероприятиями, порханием вокруг вас задумайтесь: стоит ли он столько, сколько за него просят? Или может дополнительные затраты на эти псевдодоказательства повысили и так уже завышенную цену? Скорее всего, это очередная продажная уловка!

Источник


Подписаться на рассылку

RSS

5 комментариев на “Жизненный цикл товара”

  1. Маркетинг:

    Вполне очевидно и в то же время доступно и понятно. Спасибо

  2. Александр:

    Интересно, что цикл жизни некого усредненного продукта неуклонно уменьшается в современном обществе. Уменьшается в геометрической прогрессии, насколько я помню. В связи с этим, как мне кажется, мы скоро станем свидетелями ситуации, когда агрессия («обман» — по терминологии авторов) в продвижении продукта будет появляться практически сразу же после появления этого продукта на рынке (продолжительность цикла «зрелость» на графике будет стремиться к 0). Это неминуемо приведет (и уже приводит) к тому, что в конечную цену продукта будет все больше и больше закладываться маркетинговых издержек, т.е. материальные затраты на производство продукта будут несоизмеримо меньше «духовных» затрат на его продвижение.
    И соответственно мы, потребители, получаем:
    а) мир одноразовой продукции
    б) технологическое/конструктивное несовершенство продукта
    в) покупая продукт, мы оплачиваем в первую очередь рекламу этого продукта, но не его истинную потребительскую ценность
    с чем я нас всех и поздравляю!!!

    • Igor:

      Александр, спасибо за мнение. Очень оптимистично:)) Но трудно не согласиться, так и есть!

      • Александр:

        Это Вам спасибо за серьезный и умный проект.
        Но думаю я не пессимист. т.к. настоящие пессимисты сейчас заняты расчетом точки технологической сингулярности, в которой прогресс на единицу времени будет равен бесконечности. И как следствие этого, цикл жизни продукта стремиться к 0. Вот уж где настанет «золотой век» маркетинга и стагнация умственных способностей покупателя…

        • Igor:

          Александр, не хотелось бы сильно “огорчать пессимистов”, но теория эволюции, история и другие важные информационные доноры, подсказывают нам, что это приведёт к точке бифуркации, и новому аттрактору (говоря терминами теории катастроф), который станет очередным витком в эволюции, однако, эволюции далеко не всего общества, а наиболее развитых этносов, но это отдельная глобальная проблема, которая серьёзно затрагивает политические аспекты.

Оставить комментарий