Главная » Анализ и статистика, Научные исследования, Экономические прогнозы и аналитика

Прогноз развития экономики Беларуси в 2011-2012 годах. Анализ статистики прошлых лет

24 июня 2011

Доступен новый прогноз на 2012 год: Меморандум 2012! Обзор экономической ситуации и основные сценарии развития в США, Еврозоне и России. Прогноз развития экономики Беларуси на 2012 год.

 

С точки зрения аналитика, оценка перспектив развития экономики состоит не только в перечислении всех возможных вариантов, но и в определении наиболее вероятного хода событий. Причем временной горизонт выступает скорее как функция, расширяясь, когда прогнозировать достаточно легко, и сужаясь, когда это затруднительно.

 

Содержание:

Роль государственных регуляторов

Анализ статистики прошлых лет: Торговый баланс

Анализ статистики прошлых лет: Сальдо услуг

Анализ статистики прошлых лет: Счет текущих операций

Анализ политики государственных регуляторов в 2010 году

Анализ политики регуляторов в 2010 году: Рост валовой внешней задолженности

Анализ статистики прошлых лет: ВВП и курс рубля

Анализ статистики прошлых лет: Поведение населения

Анализ статистики прошлых лет: Зарплата

Анализ статистики прошлых лет: Розничный товарооборот

Определение основных траекторий развития событий

Наиболее вероятные события в горизонте 2011 – 2012 годов

 

В рамках существующей  экономической системы внешние дисбалансы (внешние факторы, влияющие на развитие экономики Беларуси), прежде всего внешняя торговля, грозят стране финансовым кризисом через процесс накопления валютной неустойчивости (нестабильности белорусского рубля относительно других валют).

 

На первое место по значимости влияния на экономику были выдвинуты следующие внешние дисбалансы:

  1. роль внешней торговли и вообще открытости экономики РБ для всей ее хозяйственной модели (объем внешней торговли по данным платежного баланса составляет в среднем 125 — 130% ВВП)
  2. принципиальность динамики и ожиданий валютного курса для действий всех субъектов экономики РБ, от домохозяйств до правительства; причем действий и мотивов не только чисто финансовых, но и социально-экономических, и даже политических (Важным будет не тот факт, что курс будет меняться, а то С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ и с какой АМЛИТУДОЙ будут происходить изменения, т.е. если процесс девальвации шел бы плавно — действия субъектов были бы одни, если же курс резко идёт вверх на десятки процентов — действия совсем другие).

 

Роль государственных регуляторов

 

Анализ действий правительства в 2009 – 2010 годах показывает, что понимание критической важности внешних дисбалансов у регуляторов есть. Но на действия регулятора поставлено серьезное ограничение – регулятор является заложником социально-экономической политики, и идет по пути наименьшего сопротивления. Все его мероприятия только локализуют симптомы и негативные последствия, лишь отодвигая во времени разрешение системных вопросов, а именно — устранение внешних дисбалансов на устойчивой основе.

 

После того, как правительство убедилось, что в рамках только внутренней системы исправить положение дел во внешней торговле не удается (2006-07), оно решило скомпенсировать его извне (2007-09). Для этого был инициирован процесс привлечения внешнего финансирования. По прошествии 2010 года становится очевидным, что этот процесс имеет свой объективный предел, как по масштабам, так и по времени.

 

Анализ статистики прошлых лет: Торговый баланс

 

До 2010 года фактически не возникало никаких препятствий нерыночного характера (торговых и таможенных войн, споров за ключевые отрасли и пр.) для функционирования национальной экономики Беларуси. Можно сказать, наблюдается достаточно чистая картина, с точки зрения экономики (сальдо в эти годы достигало уровня -7 млрд).

 

Ярким контрастом выглядит прошедший 2010 год, который со второго полугодия привнес такие понятия как «сахарная», «молочная», «керамическая» и другие типы торговых войн с основным потребителем отечественного экспорта (сальдо достигло -10 млрд)

Trade balance

Анализ статистики прошлых лет: Cальдо услуг

 

Важной статьей текущего счета (текущей внешней торговли)  являются услуги. В Беларуси сальдо по ним традиционно положительное. После спада в 2006, правительству удалось подстегнуть рост внешней торговли услугами, правда, по большей части это было связано с ростом тарифов за перевалку российского сырья, увязанного с ростом цен на него для РБ.

 

По итогам 2010 года видно, что после кризиса вклад сферы услуг в платежный баланс по прежнему весом — в 2008 положительное сальдо по ним составило 1.66 млрд. долл. (рост более чем вдвое по ср. с 2006), в 2010 году цифры вновь вышли на этот уровень, что позволило частично компенсировать провал по торговле товарами – итоговое сальдо торговли товарами и услугами составило по итогам 2010 года -6,7 млрд.

 

Анализ статистики прошлых лет: Cчет текущих операций

 

В 2010 году продолжился быстрый рост отрицательного сальдо по статье текущие доходы. Это не что иное, как выплаты процентов по ранее взятым кредитам. За 2006-08 эти расходы выросли в 3.5 раза и составили в 2008 1.2 млрд. долл., а отрицательное сальдо по этой статье  выросло за тот же период в 8 раз, составило в 2008 году 800 млн. долл.

 

С учетом масштабов роста внешнего долга за весь 2009 год отток по этой статье составит 1.5-2 млрд. долл., а дефицит – 1-1.5 млрд. долл.По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга только  за первое полугодие 2010 было направлено 2 млрд. 470,3 млн. (10,5% ВВП, или 18,5% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд. 197,3 млн. долларов составили выплаты по основному долгу, а 273 млн. долларов — на платежи по процентам.

 

Дальнейшее увеличение этой статьи расходов будет носить экспоненциальный характер (пойдёт резко вверх), что связано с завершением льготного периода в 2011 году по многим кредитным линиям.

 

Анализ политики государственных регуляторов в 2010 году

 

Используя основные свои рычаги, правительство страны продолжало политику предупреждать и оттягивать негативное влияние внешних дисбалансов. Для этого одалживались валютные ресурсы, которые позволили правительству получить:

  • оружие в борьбе за спокойствие на внутреннем валютном рынке
  • средство на некоторое время покрыть внешние дисбалансы

Профицитный бюджет (когда доходы бюджета превышают расходы) в 2010 году не дал перегреваться внутреннему спросу. Это также позволило:

  • снизить давление на валютный рынок по цепочке рост спроса – рост внешних дисбалансов
  • обеспечить финансовую устойчивость крупнейшего субъекта экономики
  • не допустить появление дополнительного инфляционного давления

 

Анализ политики регуляторов в 2010 году: Рост валовой внешней задолженности

 

Политику временной компенсации внешних дисбалансов внешними же заимствованиями (только за 1 кв. 2009 внешний долг правительства вырос на треть или 1.3 млрд. долл.  а совокупный долг – на 5 млрд) можно было бы продолжать, но местные проявления мирового финансового кризиса оказались очень острыми: стало весьма проблематично привлекать внешние кредиты.

the-growth-of-external-debt

 

Анализ статистики прошлых лет: ВВП и курс рубля

 

Во время острой фазы мирового финансового кризиса (2008г.) резко обострилась дилемма: сохранить в неприкосновенности валютную политику, которая является якорем финансово-экономической жизни страны, и столкнуться с процессом краха внешней торговли и невозможностью получить кредитную линию от МВФ, или пересмотреть валютную политику, рискуя спровоцировать самоподдерживающийся процесс недоверия и финансово-валютной дестабилизации.

GDP

Был выбран, возможно, самый рисковый путь – недостаточно сильная девальвация для разрешения проблем во внешней торговле, но достаточно сильная, чтобы повлиять на финансовые предпочтения субъектов экономики.

BYR

Анализ статистики прошлых лет: Поведение населения

 

Отметим, что население, как основной кредитор банковской системы, вполне предвидело девальвацию, хотя, разумеется, не в достаточной степени: пик срочных рублевых депозитов в абсолютном исчислении достигнут в сентябре-октябре 2008, а резкое снижение произошло еще в декабре,  до момента девальвации.

deposit

Вместе с тем, не все так однозначно, в апреле 2009 срочные вклады населения в рублях существенно выросли и продолжили рост, который позволил достигнуть докризисных уровней уже летом 2010 года: поразителен сам факт: массированная пропаганда (девальвация – дело прошлое, впереди только стабильность) вкупе с высокими процентными ставками и временной стабильностью курса убедила массу людей вновь довериться национальной валюте и национальной банковской системе.

 

Резкая смена тенденции в конце 2010 года вновь продемонстрировала, что население тщательно отслеживает малейшие риски девальвации и заблаговременно предпочитает уход в валюту.

 

Анализ статистики прошлых лет: Зарплата

 

Зарплаты выраженные в долларовом эквиваленте являются для населения одним из важных индикаторов благополучия и охотно эксплуатируются регуляторами для подтверждения экономического роста и стабильности.

Salary

Как правило, показатель используется сам по себе, как прирост количества долларов за свой труд. При этом темпы инфляции (которая при фиксированном курсе белорусского рубля является по своей сути долларовой инфляцией) уменьшают реальный доход ни чуть не меньше рублевого эквивалента.

 

Предвыборные цели были достигнуты в конце 2010 года – уровень зарплат вышел на докризисные 420 – 450 долларов. При этом потребительские цены увеличились с начала 2008 года более чем на треть (CPI):

CPI

Анализ статистики прошлых лет: Розничный товарооборот

 

Рост  потребительских цен вносит свой вклад и в прирост розничного товарооборота. Однако и сам по себе потребительский рынок значительно расширяется – в долларовом исчислении преодолен сезонный максимум 2008 года. Рост зарплат и относительная стабильность курса после девальвации в корне отличает отечественного потребителя от среднестатистического потребителя России или Украины, которые испытали воздействие кризиса намного в более жесткой форме.

retail

Фактически в Беларуси имеет место потребительский бум, который поддерживается всей экономической системой и зиждется на стабильном курсе и целевом росте заработных плат. Потребительские предпочтения складываются в сторону импортных товаров (импорт вырос + 22%)

consumer products

Определение основных траекторий развития событий

  1. Внешние дисбалансы достигли критической величины: за 2009 — 2010 год дефицит текущего счета составил более 12% ВВП.
  2. Прежняя политика правительства по компенсации дисбалансов наращиванием внешнего долга далее практически невозможна: необходимо увеличить внешний долг минимум на половину, в условиях, когда пороговые величины относительно ВВП (как показала практика – это 30-40% для Беларуси) достигнуты, а частный долг уже начал сокращаться.
  3. Спад во внешней торговли пробивает дыру в фискальной позиции правительства, сокращает возможности социального маневра, уменьшает предложение денег в экономике.

 

Наиболее вероятные события в горизонте 2011 – 2012 годов

 

1. Скорая резкая девальвация белорусского рубля.

 

От действий правительства зависит, будет она одномоментной или постепенной, но ее масштаб будет значительно больше, чем девальвация 01.01.2009 – не менее, чем на 40-60%.

Девальвация будет означать резкое удорожание валютных долгов, как внешних, так и внутренних, для субъектов экономики. Перед теми из них, кто по роду деятельности несет валютный риск и/или у кого сумма долгов велика, встанет вопрос о банкротстве.

 

Бегство от рубля приведет к реализации т.н. конвертационного навеса, когда рублевые финансовые активы, до сих пор удерживаемые реальной или мнимой выгодностью BYR перед валютой, будут стремиться быстро перейти в активы в СКВ.

 

Хотя правительство и не отягощено чрезмерно большим валютным долгом, указанные процессы сильно ударят по банковской системе, гарантом которой выступает государство.

В результате девальвации монетарная инфляция также резко подскочит и составит только по этим причинам не менее 30-50%.

 

2. Комбинация падения внешнего спроса, экономический удар по потребителям в виде девальвации и инфляции, исчерпание возможностей наращивания внешнего долга создаст крайне неблагоприятную ситуацию для внутреннего спроса.

 

Реальное падение потребительского спроса и ВВП в диапазоне 2011 – 2012  составит 15-20%. Одновременно будет наблюдаться отчетливая дефляция активов (даже на фоне монетарной инфляции) – цены на жилую и коммерческую недвижимость, средства производства продолжат быстрое снижение из-за сжатия спроса, вызванного ростом реальной безработицы и падением доходов. Цены на финансовые активы (долги и доли капитала), кроме того, окажутся под ударом из-за стремительного падения надежности эмитентов и их банкротств.

 

3. Практически наверняка в этих условиях правительство попытается пойти по пути наименьшего сопротивления, что означает любые действия, кроме тех, которые ставят под сомнение его власть.

 

Обычно это принимает две формы:

  • решение самых острых социальных проблем (за чей-то счет);
  • стремление оказаться тем самым экономически сильным субъектом, который будет в состоянии после острой фазы кризиса предпринять какие-то действия.

Быстрое падение налоговых поступлений от внешней торговли, прибыли и потребления, и их реального обесценивания, практически гарантирует инфляционную накачку экономики, т.е. эмиссию (включение денежного печатного станка), что снимет некоторые социальные проблемы, но породит мощную самоподдерживающуюся инфляционно-девальвационную спираль.

 

В гораздо меньшей степени правительство контролирует функционирование валютного капитала. Но именно потому, что возможности рублевой эмиссии так сильно ограничены наличием валютного канала, другим выходом, но не исключающим первый, будет внеэкономические действия по ограничению негативных, с точки зрения правительства, процессов и угроз его положению. Прежде всего, это касается валюты, как средства обращения и возможности движения финансовых капиталов в валюте.

 

Правительство будет по-прежнему пытаться привлечь внешнее финансирование. Основной вопрос – в какой форме. Очевидно, что кредитный источник исчерпывается. Более того, когда станет ясно, что их бесполезно кидать в топку кризиса, правительство постарается их использовать с позиции силы, будет ли это базисом под новую стабильную финансовую систему, или они будут пущены на удержание политических институтов от распада, не совсем понятно.

 

Ясно другое, любые попытки продлить жизнь существующему положению дел без нормализации, сколь угодно болезненной, внешних дисбалансов, ухудшают возможности правительства удержать ситуацию под принципиальным контролем в дальнейшем. Как только эта идея будет осознана, лоббистские интересы групп влияния будут отброшены ради сохранения системы в целом.

 

Одним из дополнительных способов пополнения тающих на глазах ресурсов правительства может все-таки стать приватизация. Но приватизация в какой форме?

 

Использование приватизационных механизмов будет допущено только на коротком поводке, так, чтобы не поставить под удар существующую политическую систему. Опыт такой уже есть, после незначительных сумм притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до 2006 включительно, в 2007-08 годах эти поступления составили почти 4 млрд. долл. Даже если отбросить крупные сделки (25% БТГ, 51% МЦС, Мотовело, Славнефтебанк, Внешэкономбанк, ряд др. предприятий), ежегодно привлекалось около 1 млрд.

 

Можно задать вопрос, поменялась ли принципиально хотя бы экономическая система? Разумеется, нет. Правительство использует приватизацию, как способ мобилизации ресурсов только лишь для себя, не подразумевая ее роль в качественном улучшении системы: нет ни масштабной программы, ни критической массы, крупные сделки обсуждаются кулуарно, почти наверняка с выставлением определенных неэкономических условий для нового собственника.

 

Однако правительству не удастся кардинально улучшить свое положение дел или хотя бы серьезно отсрочить разрешение текущей критической ситуации путем приватизации:

  • глобальный кризис и особенно кризис в отношениях с РФ означает резкое уменьшение объемов возможной валютной выручки, даже если иностранные компании и примут положительное решение о белорусской собственности
  • в условиях кризиса коррозия проводящих государственную политику механизмов (в первую голову кредитно-финансовой системы в национальной валюте, но также и фискальной) потребует усилий по централизации, а не наоборот, для сохранения функционирования государственной машины в целом; это отнюдь не будет способствовать желанию правительства поменять даже оперативный контроль за важным узлом на какую-то сумму денег, которая все равно принципиально ничего не решит; так что массовая приватизация исключена по политическим соображениям, возможности точечной ограничены и слишком растянуты во времени для предотвращения кризиса.

Дополнительным риском для всей системы со стороны запуска приватизационных механизмов будет выступать рынок труда: новые собственники с большей вероятностью в краткосрочном периоде будут заняты оптимизацией расходов и первой статьей подлежащей сокращению будет «социально ориентированный» рудимент – широкий штат с низкой производительностью труда и слабым менеджерским корпусом.  Уровень безработицы может возрасти на порядки, но даже незначительный скачок до 2-3% может оказаться неприемлемым с точки зрения политического вектора. Объективно оценивая состояние государственных институтов занятости, следует признать их полную беспомощность по организации значительного количества безработных.

unemployment rate belarus

Бегство от рубля в доллар на фоне падения доходов населения (экономический спад, девальвация инфляция) и недоверия к банкам из-за тяжелого финансового положения последних, может привести к торможению роста и сокращению объема средств, хранимых населением в финансовой системе. Проще говоря, к изъятию вкладов и переводе их в наличную валюту. Речь идет именно о совокупности рублевых и валютных вкладов, потому что простой переток из рублевых депозитов в валютные для системы не так страшен.

 

Развитие событий по такому сценарию в сколько-нибудь заметных масштабах (скажем, изъятие 10%  вкладов) будет означать меры правительства по спасению банковской системы, замораживанию и реструктуризации вкладов населения. Разумеется, такая мера может быть принята и превентивно, при полном доверии вкладчиков, если тиски валютного голодания окажутся слишком сильными для правительства, особенно при начале полноценных выплат по кредитам (начало 2011 года). Отягощающим моментом является высокая стоимость денег – высокие ставки по депозитам, которые привлекали население в первой половине 2009, но которые ложатся тяжелым грузом на систему и заставляют ее решать краткосрочные вопросы ликвидности (накопление необходимого количества денежной массы) за счет долгосрочной устойчивости, путем проедания (через выплату завышенных процентов по вкладам) основных сумм.

 

В любом случае, подобные действия не являются практически вероятными, но весьма и весьма реальными; они зависят именно от степени доверия населения национальной банковской системе в сам момент острого кризиса, от продолжительности нынешних попыток удержать статус-кво правительством (что определит глубину кризиса), от субъективных ощущений самого руководства, может ли быть принята подобная мера с политической точки зрения, приемлема ли она, перевешивают ли экономические резоны ощутимые социальные минусы. Если такая мера, как замораживание вкладов будет принята, это означает, что другого средства проведения денежно-кредитной политики, кроме эмиссии, в распоряжении не осталось, а значит, на указанные события собственно кризиса начнут налагаться уже последствия борьбы с ним органов госуправления.

 

Хотелось бы выразить благодарность Валентину Горошка за предоставленный отчёт и профессиональный подход к делу. 

 


Подписаться на рассылку

RSS

1 комментарий на “Прогноз развития экономики Беларуси в 2011-2012 годах. Анализ статистики прошлых лет”

  1. ArbOOz:

    пишет — изрядно кратко и изрядно доходчиво.

Оставить комментарий