Главная » Научные исследования, Средства массовой информации

Некрофилия стала выгодным бизнесом

6 апреля 2011

Некрофилия стала выгодным бизнесом, мегабрендом и самым коммерческим продуктом на ТВ. Пропаганда смерти и насилия, поддержанная рейтингом, приносит неплохие рекламные деньги. Завораживающие сюжеты приковывают к экранам немалую часть населения. Хрестоматийная модель AIDA (attention, interest, desire, action — внимание, интерес, желание, действие) подогревает желание досмотреть очередную кровавую историю. «Аморалка на потоке» формирует установку на жестокость, возводя удовольствие от насилия в ранг ценности. «Большой брат» не останавливается на рекламе насилия и интерактивно вовлекает зрителей: «Вы стали свидетелем того, как кого-то избивают (насилуют/убивают…) и сумели снять это на телефон (видеокамеру), – звучат условия конкурса, – присылайте нам это видео, и его увидит вся страна».

 

К каким изменениям ведет постоянное потребление этого продукта?

 

Зомбирование криминалом превращает «тему смерти» в повседневность, передавая агрессивные техники бытия и практики разрешения проблем как весьма распространенные и повсеместно допустимые. Вознося культ насилия, и воспитывая в обывателе эстетику крови и смерти, СМИ выдают «лицензию на агрессию» каждому желающему, переводя это в норму разрешения конфликтной ситуации, уменьшая ценность жизни и запуская волну подростковой агрессии, подобно той, что захлестнула американские школы.

 

Военный психолог Дэйв Гросмен неоднократно предупреждал американскую общественность, что показы насилия в масс-медиа запускают у детей и подростков как раз те психические механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать.

 

Российских исследований воздействия насилия на юношескую аудиторию пока не так много. Так, А. Федоровым (2000г.) установлено, что российским тинэйджерам нравятся такие черты главных героев блокбастеров, содержащих сцены насилия, как «решительность», «ум», «сила» и «жестокость». В исследовании Н. Гришаевой в сознании испытуемых обнаружен эффект размывания нравственных норм. На вопрос «кого бы ты назвал смелым?» многие дошкольники ответили: «того, кто не боится убивать».

 

В исследовании 2009г. об отношении телезрителей к телевизионному контенту опрошена выборка в 400 человек жителей г. Костромы (репрезентативная по полу, возрасту, уровню дохода и образованию). В качестве методик опроса использовались: методика САН (самочувствие, активность, настроение) и методика оценки «12 зол ТВ».

 

Анализ телевизионного контента показал: больше всего наших граждан раздражают «агрессия, физическое и/или моральное насилие на экране» и «некорректная и/или избыточная (назойливая) реклама» (5,94 и 5,93 соответственно – по математической методике исследования вся совокупность опрошенных обозначается числом 6,0). В пятерку самых раздражающих факторов также вошли «некорректный, исковерканный язык, жаргон» (5,34), «эротические элементы, противоречащие моральным нормам» (5,33) и «трансляция образцов дурного поведения» (5,31).

 

Наиболее терпимо опрошенные относятся к «избыточной политической рекламе» (с укреплением вертикали власти и назначением губернаторов и (неформально) мэров городов ее количество существенно сократилось), а также к «некорректным правовым или антиправовым действиям самих телеканалов». Последнее свидетельствует: большинство респондентов не догадываются о подписанной в 1999 году «Хартии телерадиовещателей» (в России), в которой телевещатели обязались «отказаться от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия». А подписанная 7 июня 2005 года руководителями крупнейших российских каналов хартия «Против насилия и жестокости» дополнительно закрепила ответственность за ущерб общественной нравственности.

 

После просмотра телепрограмм опрошенным грустно, мрачно, у них плохое самочувствие. Они чувствуют слабость, разбитость, обесиленность, ТВ «вгоняет в тоску» 60-80% опрошенных.

 

Факторный анализ зол телевизионного контента позволяет определить главные «очаги раздражительности».

 

  • Первый фактор (факторный вес – 2,39) – «Пропаганда секса и насилия» (на языке обывателя — «чернухи и порнухи»).
  •  

  • Второй фактор (факторный вес – 1,99) – «Воспитание нетерпимости и манипуляция сознанием» (то есть: «высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям», «высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре», «систематическое искажение реальности» и «некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов»).
  •  

  • Такое телевизионное зло, как «некорректная и/или избыточная (назойливая) реклама» проявилось только в третьем факторе «Содействие экспансии продукции транснациональных компаний» (факторный вес – 1,44). Оно объединилось с таким индикатором как «чрезмерное количество зарубежной продукции». Взаимосвязь свидетельствует: у опрошенных сформировался устойчивый образ рекламы как проводника иностранных товаров к отечественному потребителю.
  •  

  • Четвертый фактор (факторный вес – 1,11) – «Содействие в продвижении политической пропаганды». В этом факторе обнаружен конфликт между индикатором «избыток негативно окрашенной социальной информации; неоправданно большое число сообщений о катастрофах, убийствах, жертвах» и «некорректной и/или избыточной (назойливой) политической пропагандой». Похоже, при необходимости телевещатели способны, обслуживая политические интересы, создать привлекательный контекст для продвижения продуктов политических институтов (государственных в первую очередь).

  • Как реагируют опрошенные на телеконтент?
    Чаще всего — «возмущение», «мысли о безнаказанности преступников», «страх за себя и своих близких». Не смотреть телевизор могут позволить себе опрошенные с более высоким доходом, видимо благодаря альтернативным возможностям проведения свободного времени (или в виду большей занятости). У старшего поколения явно сильней ассоциативная взаимосвязь между тем, что демонстрируется на ТВ и «отсутствием законности и правопорядка», чем у молодого населения — для молодёжи телевизионный контент уже стал нормой.

     

    Итог: телевизионная продукция наносит вред психоэмоциональному здоровью опрошенных. Цена телеконтента слишком высока для потребителя. Ведь проповедуя ориентацию на смерть, СМИ воспитывают общество социальных некрофилов, о которых еще в 1937 году подробно написал в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм. Он отмечал: человек с ориентацией на некрофилию чувствует влечение ко всему неживому: трупам, гниению, нечистотам, грязи. (Типичный некрофил, по Фромму — Адольф Гитлер). По убеждению Фромма, в человеческой природе есть два противоположных начала: любовь к живому (биофилия, ориентация в будущее) и любовь к мертвому (некрофилия с ориентацией в прошлое).

     

    Но идея любви к жизни (биофилия) требует более сложного способа продвижения. Маркетинг некрофилии неразборчив к параметрам аудитории и способен собрать под одну «гребенку» всех от мала до велика. «Раскрутка» доброго и удивительного (маркетинг биофилии) – более тонкая и сложная конструкция.

     

    Александр Максименко,
    кандидат психологических наук

    Источник


    Подписаться на рассылку

    RSS

    4 комментариев на “Некрофилия стала выгодным бизнесом”

    1. Маркетинг:

      Ну даже и не знаю… я почти не смотрю ТВ, а если и смотрю, то что-нибудь наоборот смешное и ненавязчивое… мне трудно оценить именно реальность этих слов, кажется будто раздули из мухи слона! дети стали агрессивными не из-за телевизора, а из-за того, что их родители не уделяют им внимания и усаживают к телику. Я сама интересовалась вопросом влияния ТВ на детскую психику. Суть в том, что к нему усаживают деток, которые ещё не умеют оценивать информацию как «плохо» или «хорошо». Они воспринимают телик как бесконечное множество резко меняющихся картинок — и именно это делает ребёнка изначально взбудораженным и агрессивным. На взрослых же просмотр ТВ в целом действует прямо противоположно: они успокаиваются до такой степени, что мозг их начинает работать медленнее (по данным энцефалограмм). Таким образом не всегда влияет содержимое передач, но и оно несомненно тоже… Достаточно посмотреть мультики на зарубежных телеканалах: хорошо если найдётся парочка, в которых сюжетная линия не ограничена «хорошие убивают плохих»… В них очень редко показывают откровенно там убийства или кровь, нет, всё делается на более тонком, подсознательном уровне. И уж чему я в статье не верю точно, так это тому, что «объявляют по ТВ конкурсы, на записи насилия и убийства»… Им не нужно просто этого делать — дети и сами гордятся тем, «какие они смелые» и как доказательство своей силы делают такие записи. На мой взгляд статья очень сложная для восприятия и сильно приукрашенная… может это конечно моя проблема, но данных половины предложенных исследований я вообще не поняла… и даже из того что поняла: как могут люди так говорить, мол меня раздражает «это», а меня это? даже в Минске городское телевидение предлагает каналов 30… давайте я включу программу «ЧП» (вроде она так называется) и буду говорить и том, как много там жестокости и насилия… да? так там целая программа нацеленная на освещение действительно чрезвычайных положений. Фильмы плохие? так наверное же это не проблема каналов как таковых и СМИ, а проблема киноиндустрии — там это снимают, там видят в этом спрос. И предложение есть лишь потому, что на него есть спрос — ТВ уже больше показчик реального положения вещей, чем причина этого положения. Значит в статье, на мой взгляд, не совсем правильно поставлены приоритеты, проблема сама не в этом. Проблема есть непосредственно в Беларуси — у нас до такой степени «фильтруются» новости, что за границей и то лучше знают, что у нас здесь происходит… А общество некрофилов — это далеко не заслуга ТВ!!! Из самых выпиющих случаев, на мой взгляд, можно вспомнить сильный «бум» на компьютерные игры про войну, навязанный подросткам в Америке. Не знаю, слух это или правда, но смысл был в том, что американские учёные и правительство знали про войну в Ираке за долго до её наступления. На столько «за долго», что они привили юношам и подросткам «подходящего возраста» любовь к компьютерным «стрелялкам». В итоге эти юноши подросли как раз с нужной психикой, для того чтоб попасть на реальную войну и убивать там не менее безжалостно, чем в игре. Следовательно, делаем выводы сами:)

      • Igor:

        Насчёт конкурсов – это реальность, эта фраза взята из программы ЧП по НТВ. Согласен, что у потребителя есть выбор, но просто некрофилия цепляет больше, чем биофилия, так как этот контент вошёл в привычку, так как он доставляет наслаждение. Я бы сказал, что общество некрофилов это не только заслуга ТВ, но и других средств влияния, и игры в том числе.

        • Маркетинг:

          Какой из этого можно сделать вывод? В первую очередь следить надо за собой, а потом только нарекать «какое паскудное стало общество» — это да…

          • Igor:

            Не согласен, речь идёт не об эмоциях конкретного человека, в данном случае автора статьи, а о научном исследовании, и если здесь и можно что-то подвергать критике, то это методику исследования, а «заявления» вытекают напрямую из опроса и обработки полученных данных.

    Оставить комментарий